В конце XIX века в ряде стран, таких как Франция и США, в качестве альтернативы паровым пожарным машинам и конным упряжкам разрабатывались различные конструкции пожарных велосипедов. Так, на выставке в Париже в 1896 году был продемонстрирован пожарный велосипед-квадроцикл, обладающий определенными преимуществами перед ручными пожарными помпами в тех местах, куда был затруднен подъезд паровых пожаных машин.
Как видно из иллюстраций, эта разработка состояла из двух велосипедов-тандемов, соединенных рамами спереди и сзади. Управление движением движением осуществлялось с помощью совмещенных рулей. Также пожаный велосипед оснащался катушкой с рукавом, роторным насосом и соединениями для подключения к водоисточнику. Вес велосипеда составлял 64 кг, а скорость движения превышала скорость конного хода.
По прибытии к месту пожара велосипед-квадроцикл устанавливался в специальное положение для работы. Пока двое пожарных присоединяли насос к водоисточнику, третий разматывал пожарный рукав, а четвертый опуская специальный суппорт, поднимал вверх задние колеса и подключал роторный насос к цепной передаче. После этого, четверо пожарных снова садились в кресла и вращая педали обеспечивали подачу воды насосом с производительностью 5,6 л/сек на расстоянии до 30 метров в горизонтальном направлении и 22 метра в вертикальном. На все это у обученного экипажа уходило времени не более 2-3 минут.
Еще дальше пошли разработчики пожарных велосипедов в США, которые в том же 1896 году предложили несколько своих разработок для использования в добровольных пожарных частях. Общее представление о конструкции этих пожарных велосипедов можно получить из рисунка, которым сопровождалась соответствующая статья в американской газете "The San-Francisco Call" от 29 ноября 1896 года.
Особый интерес представляет конструкция велосипеда химического тушения, химического огнетушителя, смонтированного на раму небольшого трицикла, дозорного тандема и огромного квадроцикла с пожарной лестницей. Известно также, что различные виды пожарных велосипедов в конце XIX века использовались в Австралии, Англии и Германии.