Статьи

Пожарная каланча на станции "Воскресенск".


История возникновения пожарной охраны Воскресенска  напрямую  связана с  созданием железной дороги "Москва-Рязань"   и  станции  "Воскресенск".   Как отмечают в своей  книге  "Очерки истории  Воскресенского края"  наши земляки-краеведы  А.А. Суслов  и  А.Н.Фролов,  строительство этой  железной дороги  планировалось  еще в середине XIX  века,  но  осуществлению  этого проекта помешала  начавшаяся  Крымская война.  И лишь 9 июня 1860 года  российский  император  Александр II  утвердил проект  строительства железной дороги  "От Москвы до Саратова через Рязань и Моршанск".  Поскольку дорогу проектировали английские инженеры,  то она и была создана с левосторонним движением  до города Рязань.  


Уже к 20 июня 1862 года  было открыто движение  на участке дороги  "Москва-Коломна".  Первые поезда состояли из 6-8 маленьких  вагончиков и ходили 2  раза в день.  На всем пути следования вначале было 7 станций:  Люберцы,  Быково,  Раменское,  Фаустово,  Воскресенск  (которая первоначально называлась станция Лопатино), Пески,  Коломна.   Позднее появились и другие станции.  Станции стали называть по близлежащим селам,  поэтому и станция Воскресенск  получила название от села  Воскресенского, располагавшегося  на расстоянии в 1,5 версты.


В 1869 году  была сооружена железнодорожная ветка до Егорьевска  и станция Воскресенск  стала узловой.  К ней из  окрестных  фабрик подвозилась продукция,  которая направлялась в Москву и другие города.  А на сами фабрики отсюда развозилось сырье.   Вскоре близ  станции возник целый пристанционный  поселок с таким же  названием.  Появилось здание вокзала,  пакгауз,  казармы,  водонапорная башня,  которая использовалась и для дозаправки водой  паровозов.  В пристанционном поселке процветала торговля и имелось множество торговых  точек.  


К 1917 году в поселке появились  две кузницы,  и фотография,  а в здании вокзала устраивал концерты  духовой  оркестр железнодорожников.  По переписи 1926 года в поселке проживало около 600  человек.  И хотя в книге краеведов  нет прямого упоминания  о  пожарной  каланче,  зато  в  личном архиве  А.А.Суслова  обнаружилось уникальное фото,  относящееся  к  1920-м -  1930-м годам.


На фото прекрасно видно  двухэтажное  деревянное  здание  пожарной части  с наблюдательной башней -  каланчой,  в котором несли службу  местные пожарные.  Пожарные каланчи в российских  городах  начали активно строиться  в начале  XIX  века после  выхода  31 мая  1804 года указа  имератора Александра I  "О  сложении с обывателей  Москвы повинности  ставить пожарных  служителей  и  об учреждении в оной  пожарной команды".  


Как правило,  пожарные каланчи  венчали  двух-трехэтажные здания полицейских  участков,  при  которых  были организованы  пожарные части.  Помимо  дозорной  службы  в  крупных  городах  каланчи  использовались  для  сигнализации -  вывешенные на каланче  кожанные  сигнальные  шары в дневное время  или  фонари в  ночное время  оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

Как видим на фото, дежуривший  на каланче  воскресенский огнеборец  не покинул своего поста даже во время  фотографирования.   Также по фото видно,  что на вооружении воскресенских пожарных  имелись конные ходы  для  вывоза к месту  пожара  ручных  насосов,  деревянных  емкостей с водой и различного пожарного  инвентаря.  


Судя по расположению  пожарной каланчи  (а на заднем плане фотографии  можно разглядеть железнодорожные пути и дымящийся  паровоз),  главным объектом пристального внимания  пожарных  была  непосредственно станция Воскресенск,  поскольку из-за использования преимущественно деревянных  строений существовала опасность  возникновения пожаров  от искр  паровозов.   Однако,  можно с уверенностью  предположить,  что конные  ходы  привлекались также  для  тушения пожаров  как в  пристанционном поселке,  так  и  в расположенных  неподалеку  деревнях  и селах.


 

Нет комментариев

Добавить комментарий