Первая в России профессиональная пожарная команда была организована 24 июня 1803 года в Санкт-Петербурге Именным Указом Александра I. В ее состав вошли брандмейстеры, фурманы, обоз и лошади, уже имевшиеся в полицейских частях по штатам 1798 года. Ядро же составили 528 рядовых пожарных, впервые отряженных военным губернатором по царскому указу из лиц, не пригодных к фронтовой службе. Таким образом, жители столицы освободились от несения пожарной повинности, а 31 мая 1804 года, по Указу того же Александра I, от выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников и освещения улиц.
Городская пожарная команда состояла из 11 пожарных частей, размещавшихся при полицейских съезжих домах. Каждая часть имела в своих штатах 48 пожарных, 10-12 фурманов (кучеров), 17-20 лошадей. Любопытно, что лошади для пожарных частей подбирались по масти: в первой части - вороные, во второй - буланые, в третьей - белые, в четвертой - серые в яблоко... Запряжка их была "дуговая с пристяжками".
Пожарное снаряжение пожарных частей составляли:
- пожарные трубы;
- короткие пожарные рукава;
- несколько медных брандспойтов;
- бочки с водой и ведра;
- лопаты;
- веревки;
- багры;
- топоры.
Для выезда на пожары пожарным выдавалась спецодежда - шинель из парусины, кожанный ремень с металлической пряжкой и рукавицы, а зимой - полушубок овчинный и теплые варежки в рукавицы, а фурманам - суконные кафтаны и епанча поверх них. Кроме того, во время работы на пожаре применялись суконные перчатки и рубашки, пропитанные огнестойким составом. Эти "нестираемые рубахи" надевались поверх обычной одежды.
Пожарные каждой части размещались в казармах. Здесь же они и жили. Рабочий день начинался в 5-6 часов утра и длился 15-16 часов. И хотя служба была односменной, фактически она как бы подразделялась на две смены: 25 человек вместе с помощником брандмейстера должны были быть готовыми к выезду на пожар с получением первого сигнала, а остальные состояли в резерве для выезда, если в этом возникала необходимость. Пожарные поочередно несли круглосуточно службу на каланче, у ворот, на конюшне, у пожарных инструментов в трубной, под навесом и т.д.
Два раза в неделю брандмейстер объявлял учебные "фальшивые" тревоги. Для проверки готовности всех пожарных частей города два раза в год назначались "генеральные смотры" пожарному обозу и команде: первый раз, когда обоз переводили с летнего хода на зимний, а второй с зимнего на летний.
Выезжали на пожар в определенном порядке. Впереди команды верхом на коне скакал брандмейстер. За ним следовал пожарный обоз (на летних или зимних повозках в зависимости от времени года) в следующем составе: средняя заливная труба с двумя пожарными, три бочки или чана, при каждой по два человека, линейка с пожарными и ручными инструментами, повозка с лестницами и баграми, в которой выезжал брандмейстерский помощник.
Нет комментариев
Добавить комментарий